Общие правила проведения мероприятия
1. Общие положения
1.1. Стандарт внешнего финансового контроля СФК-02 "Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетной комиссией Аткарского муниципального района" (далее – Стандарт) разработан в целях реализации ст.11 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
1.2. Целью Стандарта является установление общих правил и процедур проведения контрольно-счетной комиссией экспертно-аналитических мероприятий.
1.3. Задачами Стандарта являются:
определение содержания, принципов и процедур проведения экспертно-аналитического мероприятия;
установление общих требований к организации, подготовке к проведению, проведению и оформлению результатов экспертно-аналитического мероприятия.
1.4. Положения Стандарта не распространяются на подготовку заключений контрольно-счетной комиссии по результатам проверки годовых отчетов об исполнении местного бюджета, а также на подготовку заключений по результатам экспертиз проектов решений о бюджете, муниципальных программ и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Порядок проведения экспертно-аналитической работы сотрудниками контрольно-счетной комиссии, привлеченных в качестве специалистов или экспертов судебными или правоохранительными органами, регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ и иными федеральными законами.
2. Общая характеристика экспертно-аналитического мероприятия
2.1. Экспертно-аналитическое мероприятие представляет собой организационную форму осуществления экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетной комиссии, посредством которой обеспечивается реализация задач, функций и полномочий в сфере муниципального финансового контроля.
2.2. Предметом экспертно-аналитического мероприятия являются:
организация и функционирование бюджетной системы муниципального района;
организация бюджетного процесса;
формирование и использование средств, а также законодательное регулирование и деятельность в сфере экономики и финансов, в том числе влияющие на формирование и исполнение местного бюджета, управление муниципальным долгом, управление и распоряжение муниципальной собственностью в рамках реализации задач контрольно-счетной комиссии.
2.3. Объектами экспертно-аналитического мероприятия являются:
органы местного самоуправления;
организации, учреждения и иные юридические лица, на которые в рамках предмета экспертно-аналитического мероприятия распространяются контрольные полномочия контрольно-счетной комиссии, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Положением о контрольно-счетной комиссии Аткарского муниципального района.
2.4. Экспертно-аналитическое мероприятие должно быть:
объективным - осуществляться с использованием обоснованных фактических документальных данных, полученных в установленном законодательством порядке, и обеспечивать полную и достоверную информацию по предмету мероприятия;
системным - представлять собой комплекс экспертно-аналитических действий, взаимоувязанных по срокам, охвату вопросов, анализируемым показателям, приемам и методам;
результативным – организация мероприятия должна обеспечивать возможность подготовки выводов, предложений и рекомендаций по предмету мероприятия.
3. Организация экспертно-аналитического мероприятия
3.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основании плана работы контрольно-счетной комиссии на текущий год.
Датой начала экспертно-аналитического мероприятия является дата издания приказа председателя контрольно-счетной комиссии о его проведении если более поздняя дата начала проведения мероприятия в приказе не указана отдельно.
Датой окончания экспертно-аналитического мероприятия является дата утверждения председателем контрольно-счетной комиссии отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
3.2. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основе информации и материалов, получаемых по запросам, и (или) при необходимости непосредственно по месту расположения объектов мероприятия в соответствии с программой проведения данного мероприятия.
3.3. Организация экспертно-аналитического мероприятия включает три этапа, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:
подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия;
проведение экспертно-аналитического мероприятия;
оформление результатов экспертно-аналитического мероприятия.
На этапе подготовки к проведению экспертно-аналитического мероприятия проводится предварительное изучение предмета и объектов мероприятия, определяются цели, вопросы и методы проведения мероприятия. По итогам данного этапа утверждается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия.
На этапе проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляется сбор и исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия в соответствии с его программой. Результаты данного этапа фиксируются в рабочей документации экспертно-аналитического мероприятия.
На этапе оформления результатов экспертно-аналитического мероприятия осуществляется подготовка отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия, а также при необходимости проектов информационных писем.
Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей предмета экспертно-аналитического мероприятия и устанавливается в программе проведения экспертно-аналитического мероприятия. В случае необходимости продления сроков проведения отдельных этапов мероприятия или мероприятия в целом, на основании мотивированной служебной записки руководителя мероприятия в программу проведения вносятся соответствующие изменения, которые утверждаются председателем контрольно-счетной комиссии.
3.4.Общую организацию экспертно-аналитического мероприятия осуществляет руководитель мероприятия, ответственный за его проведение в соответствии с планом работы контрольно-счетной комиссии.
3.5.Сотрудники контрольно-счетной комиссии обязаны соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе подготовки к проведению и проведения мероприятия, до утверждения отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия.
3.6. К участию в экспертно-аналитическом мероприятии могут привлекаться при необходимости муниципальные органы, учреждения, организации и их представители, аудиторские и специализированные организации, отдельные специалисты (далее - внешние эксперты).
3.7. В ходе подготовки к проведению и проведения экспертно-аналитического мероприятия формируется рабочая документация мероприятия, к которой относятся документы (их копии) и иные материалы, получаемые от объектов экспертно-аналитического мероприятия, других органов, организаций и учреждений, а также документы (справки, расчеты, аналитические записки и т.д.), подготовленные сотрудниками самостоятельно на основе собранных фактических данных и информации.
Сформированная рабочая документация включается в дело экспертно-аналитического мероприятия и систематизируется в нем в порядке, отражающем последовательность осуществления процедур подготовки к проведению и проведения мероприятия.
4. Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия
4.1. Проведению экспертно-аналитического мероприятия предшествует издание приказа на проведение экспертно-аналитического мероприятия, подписанного председателем контрольно-счетной комиссии.
4.2. Подготовка к проведению экспертно-аналитического мероприятия включает осуществление следующих действий:
предварительное изучение предмета и объектов мероприятия;
определение цели (целей), вопросов и методов проведения мероприятия;
разработка и утверждение программы проведения экспертно-аналитического мероприятия;
разработка рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия (при необходимости).
4.3. Предварительное изучение предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия проводится на основе информации, находящейся в общедоступных источниках, полученной по запросам информации и собранных материалов.
Информация по предмету экспертно-аналитического мероприятия при необходимости может быть получена путем направления в установленном порядке в адрес руководителей объектов экспертно-аналитического мероприятия, других государственных органов, организаций и учреждений запросов контрольно-счетной комиссии о предоставлении информации. Запросы информации оформляются по аналогии с запросами, направляемыми в рамках контрольного мероприятия.
4.4.По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия определяются цель (цели) и вопросы мероприятия, методы его проведения, а также объем необходимых аналитических процедур.
Формулировка цели (целей) должна четко указывать, решению каких исследуемых проблем или их составных частей будет способствовать проведение данного экспертно-аналитического мероприятия.
По каждой цели экспертно-аналитического мероприятия определяется перечень вопросов, которые необходимо изучить и проанализировать в ходе проведения мероприятия. Формулировки и содержание вопросов должны выражать действия, которые необходимо выполнить для достижения целей мероприятия. Вопросы должны быть существенными и важными для достижения цели (целей) мероприятия.
4.5. По результатам предварительного изучения предмета и объектов экспертно-аналитического мероприятия разрабатывается программа проведения экспертно-аналитического мероприятия (приложение №1), которая должна содержать следующие данные:
основание для проведения мероприятия;
предмет мероприятия;
объект(ы) мероприятия;
цель (цели) и вопросы мероприятия;
исследуемый период;
сроки проведения мероприятия;
состав ответственных исполнителей мероприятия (c указанием должностей, фамилий и инициалов руководителя и исполнителей мероприятия).
Программа экспертно-аналитического мероприятия подписывается руководителем экспертно-аналитического мероприятия и утверждается председателем контрольно-счетной комиссии.
4.6.После утверждения программы проведения экспертно-аналитического мероприятия руководителем мероприятия при необходимости может быть осуществлена подготовка рабочего плана проведения экспертно-аналитического мероприятия. Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия содержит распределение конкретных заданий по выполнению программы проведения мероприятия между исполнителями мероприятия с указанием содержания работ (процедур) и сроков их исполнения.
Рабочий план проведения экспертно-аналитического мероприятия подписывается руководителем мероприятия и доводится им под расписку до сведения всех исполнителей мероприятия.
4.7. В случае проведения экспертно-аналитического мероприятия, предусматривающего выезд (выход) на места расположения объектов мероприятия, руководителям объектов мероприятия представляется уведомление о проведении экспертно-аналитического мероприятия, которое оформляется по аналогии с уведомлением о проведении контрольного мероприятия.
5. Проведение экспертно-аналитического мероприятия
и оформление его результатов
5.1. Экспертно-аналитическое мероприятие проводится на основе утвержденной программы проведения экспертно-аналитического мероприятия.
5.2. В ходе проведения экспертно-аналитического мероприятия осуществляется исследование фактических данных и информации по предмету экспертно-аналитического мероприятия, полученных в ходе подготовки и проведения мероприятия и зафиксированных в его рабочей документации.
По результатам сбора и анализа информации и материалов по месту расположения объекта экспертно-аналитического мероприятия подготавливается соответствующая аналитическая справка, которая подписывается сотрудниками контрольно-счетной комиссии, участвующими в данном мероприятии, и включается в состав рабочей документации мероприятия.
5.3. При подготовке выводов и предложений (рекомендаций) по результатам экспертно-аналитического мероприятия используются результаты работы внешних экспертов, в случаях привлечения их к участию в экспертно-аналитическом мероприятии, которые представляются ими в формах, установленных в соответствующем договоре или государственном контракте на оказание услуг.
5.4. По результатам экспертно-аналитического мероприятия в целом оформляется отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия (приложение №2), который должен содержать:
исходные данные о мероприятии (основание для проведения мероприятия, предмет, цель (цели), объекты мероприятия, исследуемый период, сроки проведения мероприятия);
информацию о результатах мероприятия, в которой отражаются содержание проведенного исследования в соответствии с предметом мероприятия, даются конкретные ответы по каждой цели мероприятия, указываются выявленные проблемы, причины их существования и последствия;
выводы, в которых в обобщенной форме отражаются итоговые оценки проблем и вопросов, рассмотренных в соответствии с программой (единой программой) проведения мероприятия;
предложения и рекомендации, основанные на выводах и направленные на решение исследованных проблем и вопросов.
Кроме того, при необходимости отчет может содержать приложения.
5.5. При подготовке отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия следует руководствоваться следующими требованиями:
информация о результатах экспертно-аналитического мероприятия должна излагаться в отчете последовательно в соответствии с целями, поставленными в программе проведения мероприятия, и давать по каждой из них конкретные ответы с выделением наиболее важных проблем и вопросов;
отчет должен включать только ту информацию, заключения и выводы, которые подтверждаются материалами рабочей документации мероприятия;
выводы в отчете должны быть аргументированными с приведением ссылок на исследованные документы и нормативные правовые акты;
предложения (рекомендации) в отчете должны логически следовать из выводов, быть конкретными, сжатыми и простыми по форме и по содержанию, ориентированы на принятие конкретных мер по решению выявленных проблем, направлены на устранение причин и последствий недостатков в сфере предмета мероприятия, иметь четкий адресный характер;
в отчете необходимо избегать излишних повторений и воспроизведения значительных частей текстов изученных документов или нормативных правовых актов.
текст отчета должен быть написан лаконично, легко читаться и быть понятным, а при использовании каких-либо специальных терминов и сокращений они должны быть объяснены.
5.6. Подготовку отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия организует руководитель экспертно-аналитического мероприятия. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия подписывается руководителем экспертно-аналитического мероприятия и представляется на утверждение председателю контрольно-счетной комиссии.
5.7. На основании утвержденного отчета о результатах экспертно-аналитического мероприятия по указанию председателя контрольно-счетной комиссии подготавливаются информационные письма руководителям органов местного самоуправления и (или) в органы прокуратуры для принятия мер прокурорского реагирования.